− Требования к конструкциям

 

Требованиям эксплуатации и высоких темпов строительства в луч­шей степени отвечали сложившиеся к тому времени схемы конструиро­вания поперечных рам с жестким сопряжением колонн с фундаментами и ригелями. Советские проектировщики взяли за основу эти схемы и улучшили их аналитическим определением оптимальных геометриче­ских соотношений элементов рамы, схемы решеток и т. п. (рис. 1.14).
Аналитические изыскания оптимальных компоновочных схем и геомет­рических размеров элементов сечений стали характерной чертой разви­тия всех видов металлических конструкций в Советском Союзе. Такой подход позволил совместно решать задачи снижения трудоемкости изго­товления конструкций с экономичной затратой стали и скоростным монтажом.
Принцип комплексного решения задач при изыскании опти­мальной конструктивной формы металлических конструкций стал ос­новным для советской школы проектирования.

 

 




читать далее »

− Типизация металлоконструкций

 

Другой характерной чертой развития металлических конструкций, способствующей решению поставленных задач, стала типизация кон­структивных схем и элементов. Большой объем строительства и связан­ная с ним повторяемость конструкций создали предпосылки для раз­работки типовых схем и конструктивных решений каркасов промыш­ленных зданий.

В 1939 г. Промстройпроектом были разработаны типовые секции одноэтажных промышленных зданий со стальным каркасом (рис. 1.15). Типовые секции включали объемно-планировочные решения для раз­личных пролетов, типовые конструктивные схемы компоновки каркаса и типовые решения конструктивных элементов (ферм, колонн, подкра­новых балок и т. п.).
Впервые был введен трехметровый модуль проле­тов, который затем (в 50-х гг.) был заменен шестиметровым. Эти типо­вые секции стимулировали дальнейшее развитие типизации. Были типизированы здания отдельных видов производств (мартеновские цехи, прокатные и т. п.); типизация распространилась на пролетные строения мостов, резервуары, газгольдеры, радиобашни, радиомачты.
Типизация, а затем унификация и стандартизация стали одним из глав­ных направлений развития металлических конструкций; это снижало трудоемкость конструкции и благодаря упорядочению проектирования уменьшало расход стали. .

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., несмотря на временную потерю южной металлургической базы и большой расход металла на нужды войны, в промышленном строительстве и мостострое­нии на Урале и в Сибири широко использовались металлические кон­струкции. Они лучше других конструкций отвечали основной задаче военного времени — скоростному строительству.

В соответствии с этим требованием упрощалась конструктивная форма благодаря более широкому применению сплошных конструкций из крупных прокатных профилей.

Этот же подход к проектированию сохранился и в период восстанов­ления разрушенных во время войны объектов промышленности, транс­порта и других первоочередных сооружений.


читать далее »

− 1950 .. 1960гг.

В 50-х и 60-х гг. строительство металлических конструкций разви­валось с соблюдением основных принципов советской школы проекти­рования, установленных еще в довоенный период: экономия стали, упрощение изготовления, ускорение монтажа. Для этих лет характер­ным является применение стали в сооружениях больших размеров с тяжелыми технологическими нагрузками.

 

Большое развитие получили листовые конструкции (в связи с раз­витием нефтяной, газовой, химической и металлургической промышлен­ности), высотные сооружения связи (рис. 1.16), электропередачи, а также конструкции общественных зданий (рис. 1.17). Наряду с основ­ной задачей экономии материала успешно решались проблемы инду­стриализации строительства.

Практически все конструкции стали сварными. Изготовление листо­вых конструкций стало преимущественно заводским. Габаритные листо­вые конструкции изготовляют полностью в специализированных завод­ских цехах, а негабаритные сваривают на заводах в крупные полотнища и в рулонах перевозят; на строительстве рулоны разворачивают и ком­понуют в сооружения с минимальным числом монтажных швов.

Из общественных сооружений выделяются павильоны Советского Союза на международных выставках в Брюсселе (рис. 1.20) (1958 г.) и Монреале (1967 г.) (рис. 1.18), павильон «Космос» на ВДНХ в Москве (рис. 1.17), перекрытие Дворца спорта в Лужниках (рис. ХУП.З, а) и др.

Рис I 17. Купол выставочного павильона в Москве


читать далее »

− Методы расчета конструкий

Наряду с совершен­ствованием конструк­тивной формы совер­шенствовались и мето­ды расчета конструк­ций. До 1950 г. строи­тельные конструкции рассчитывали по мето­ду допускаемых напря­жений. Такой расчет недостаточно полно отражал действитель­ную работу конструк­ций под нагрузкой, иногда в недостаточ­ной мере гарантировал их надежность и в ря­де случаев приводил к перерасходу матери­алов; взамен его был разработан метод рас­чета конструкций по предельным состоя­ниям.

 

В 1950 г. в Совет­ском Союзе все виды строительных конст­рукций рассчитывают по методу предельных состояний, основные положения которого регла­ментирует государственный документ — строительные нормы и правила: СНиП П-А. 10-71 «Строительные конструкции и основания. Основные положения проектирования».

Успехи в развитии металлических конструкций за советский период достигнуты благодаря творческим усилиям проектных и научных организаций, возглавляемых ведущими профессорами и инженерами, внес­шими большой личный вклад в это развитие. Особенно значительны заслуги Героя Социалистического Труда, члена-корреспондента АН СССР, профессора Н. С. Стрелецкого (1885—1967 гг.), возглавлявшего в течение 50 лет советскую конструкторскую школу металлостроительства.


читать далее »

− Проф. Н. С. Стрелецкий

Н. С. Стрелецкий, на первых этапах своей деятельности явившийся преемником и продолжателем русской школы мостостроителей, в даль­нейшем много сделал для развития строительной науки и высшего строительного образования в нашей стране. Он впервые применил ста­тистические методы в расчете конструкций, исследовал работу статиче­ски неопределимых систем за пределом упругости, провел теоретические исследования и обобщил их данные в области развития конструктивной формы.
Под его непосредственным руководством и влиянием экспери­ментальное изучение действительной работы металлических конструк­ций стало одним из главных методов совершенствования конструктив­ной формы и расчетов. Он явился одним из инициаторов перехода от расчета по допускаемым напряжениям к расчету по предельным состоя­ниям и внес большой вклад в разработку этого прогрессивного метода.

Герой Социалистического Труда, действительный член АН УССР Е. О. Патон (1870—1953 гг.), также внесший свой вклад в развитие металлического мостостроения, имеет исключительные заслуги в об­ласти механизации и автоматизации электродуговой сварки, что яви­лось важным техническим достижением советской школы сварщиков.

Е. О. Патон в 1928 г. организовал в Киеве при АН УССР электро­сварочную лабораторию, реорганизованную в дальнейшем в Научно-исследовательский институт электросварки, ныне ИЭС им. Е. О. Патона.

 




читать далее »

− Номенклатура

 

Металлические конструкции применяются сегодня во всех видах зданий и инженерных сооружений, особенно если необходимы значи­тельные пролеты, высота и нагрузки. Потребность в металлических конструкциях чрезвычайно велика и непрерывно увеличивается.
Базой для удовлетворения этой потребности являются боль­шой объем производимой в стране стали (в 1975 г. выплавлено 130 млн. т стали), заводы металлических конструкций и специализиро­ванные монтажные организации, оснащенные современной техникой, специализированные проектные организации и научно-исследователь­ские институты.

Применение металлических конструкций по виду конструктивной формы и назначению можно разбить на восемь областей.

1. Промышленные здания. Конструкции одноэтажных промышлен­ных зданий выполняются в виде цельнометаллических (рис. 1.19) или смешанных каркасов, в которых по железобетонным колоннам устанав­ливаются металлические конструкции покрытия зданий («шатер») и подкрановые пути. Цельнометаллические каркасы в осповном применя-

Рис. 1.20. Конструкции павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.)

ются в зданиях с большими пролетами, высотами и оборудованных мостовыми кранами большой грузоподъемности. Каркасы промышлен­ных зданий являются наиболее сложными и металлоемкими конструк­тивными комплексами.

 




читать далее »

− Большепролетные покрытия

 

2. Здания общественного назна­чения (спортивные сооружения, рынки, выставочные павильоны), театры и некоторые здания производственного характера (ангары, авиасборочные цехи, лаборатории) имеют большие пролеты (до 100—150 м), перекрывать которые наиболее целесообразно метал­лическими конструкциями.
Системы и конструктивные формы больше­пролетных покрытий очень разнообразны. Здесь возможны балочные, рамные, арочные, висячие, комбинированные, причем как плоские, так и пространственные системы. К конструкциям зданий общественного назначения предъявляются высокие эстетические требования. Чтобы снизить расход металла и постоянную нагрузку, в большепролетных конструкциях целесообразно применять высокопрочные стали и алюми­ниевые сплавы.

3. Мосты, эстакады. Мостовые металлические конструкции на желез­нодорожных и автомобильных магистралях применяются при больших пролетах, при необходимости скоростного возведения, а в отдаленных районах и при средних пролетах.

Как и большепролетные покрытия, мосты имеют разнообразные системы: балочную (рис. 1.21, а), арочную (рис. 1.21, б), висячую (рис. 1.21, в), комбинированную.


читать далее »

− Листовые конструкции

4. Листовые конструкции в виде резервуаров, газгольдеров, бунке­ров, трубопроводов большого диаметра и различных сооружений до­менного комплекса (рис. 1.22), химического производства и нефтепере­работки имеют весьма большой объем в связи со значительным разви­тием в нашей стране металлургии, нефтяной, газовой и химической промышленности.

Рис I 24. Каркас высотного здания в Москве

Рис 1.25. Конструкция крана-перегружателя

 

Листовые конструкции являются тонкостенными оболочками раз­личной формы и должны быть не только прочными, но и плотными (непроницаемыми); они часто эксплуатируются в условиях низких или высоких температур; сталь и алюминиевые сплавы хорошо удовлетво­ряют этим условиям работы.




читать далее »
 «[1][2][3][4][5][6]» 
« Список меток