− Проф. Н. С. Стрелецкий

Н. С. Стрелецкий, на первых этапах своей деятельности явившийся преемником и продолжателем русской школы мостостроителей, в даль­нейшем много сделал для развития строительной науки и высшего строительного образования в нашей стране. Он впервые применил ста­тистические методы в расчете конструкций, исследовал работу статиче­ски неопределимых систем за пределом упругости, провел теоретические исследования и обобщил их данные в области развития конструктивной формы.
Под его непосредственным руководством и влиянием экспери­ментальное изучение действительной работы металлических конструк­ций стало одним из главных методов совершенствования конструктив­ной формы и расчетов. Он явился одним из инициаторов перехода от расчета по допускаемым напряжениям к расчету по предельным состоя­ниям и внес большой вклад в разработку этого прогрессивного метода.

Герой Социалистического Труда, действительный член АН УССР Е. О. Патон (1870—1953 гг.), также внесший свой вклад в развитие металлического мостостроения, имеет исключительные заслуги в об­ласти механизации и автоматизации электродуговой сварки, что яви­лось важным техническим достижением советской школы сварщиков.

Е. О. Патон в 1928 г. организовал в Киеве при АН УССР электро­сварочную лабораторию, реорганизованную в дальнейшем в Научно-исследовательский институт электросварки, ныне ИЭС им. Е. О. Патона.

 




читать далее »

− Номенклатура

 

Металлические конструкции применяются сегодня во всех видах зданий и инженерных сооружений, особенно если необходимы значи­тельные пролеты, высота и нагрузки. Потребность в металлических конструкциях чрезвычайно велика и непрерывно увеличивается.
Базой для удовлетворения этой потребности являются боль­шой объем производимой в стране стали (в 1975 г. выплавлено 130 млн. т стали), заводы металлических конструкций и специализиро­ванные монтажные организации, оснащенные современной техникой, специализированные проектные организации и научно-исследователь­ские институты.

Применение металлических конструкций по виду конструктивной формы и назначению можно разбить на восемь областей.

1. Промышленные здания. Конструкции одноэтажных промышлен­ных зданий выполняются в виде цельнометаллических (рис. 1.19) или смешанных каркасов, в которых по железобетонным колоннам устанав­ливаются металлические конструкции покрытия зданий («шатер») и подкрановые пути. Цельнометаллические каркасы в осповном применя-

Рис. 1.20. Конструкции павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.)

ются в зданиях с большими пролетами, высотами и оборудованных мостовыми кранами большой грузоподъемности. Каркасы промышлен­ных зданий являются наиболее сложными и металлоемкими конструк­тивными комплексами.

 




читать далее »

− Большепролетные покрытия

 

2. Здания общественного назна­чения (спортивные сооружения, рынки, выставочные павильоны), театры и некоторые здания производственного характера (ангары, авиасборочные цехи, лаборатории) имеют большие пролеты (до 100—150 м), перекрывать которые наиболее целесообразно метал­лическими конструкциями.
Системы и конструктивные формы больше­пролетных покрытий очень разнообразны. Здесь возможны балочные, рамные, арочные, висячие, комбинированные, причем как плоские, так и пространственные системы. К конструкциям зданий общественного назначения предъявляются высокие эстетические требования. Чтобы снизить расход металла и постоянную нагрузку, в большепролетных конструкциях целесообразно применять высокопрочные стали и алюми­ниевые сплавы.

3. Мосты, эстакады. Мостовые металлические конструкции на желез­нодорожных и автомобильных магистралях применяются при больших пролетах, при необходимости скоростного возведения, а в отдаленных районах и при средних пролетах.

Как и большепролетные покрытия, мосты имеют разнообразные системы: балочную (рис. 1.21, а), арочную (рис. 1.21, б), висячую (рис. 1.21, в), комбинированную.


читать далее »

− Листовые конструкции

4. Листовые конструкции в виде резервуаров, газгольдеров, бунке­ров, трубопроводов большого диаметра и различных сооружений до­менного комплекса (рис. 1.22), химического производства и нефтепере­работки имеют весьма большой объем в связи со значительным разви­тием в нашей стране металлургии, нефтяной, газовой и химической промышленности.

Рис I 24. Каркас высотного здания в Москве

Рис 1.25. Конструкция крана-перегружателя

 

Листовые конструкции являются тонкостенными оболочками раз­личной формы и должны быть не только прочными, но и плотными (непроницаемыми); они часто эксплуатируются в условиях низких или высоких температур; сталь и алюминиевые сплавы хорошо удовлетво­ряют этим условиям работы.




читать далее »

− Башни и мачты

применяются для радиосвязи и телевидения, в гео­дезической службе, в опо­рах линий электропереда­чи. Сюда же можно от­нести надшахтные копры, нефтяные вышки, дымо­вые и вентиляционные трубы и промышленные этажерки. Применение стали обеспечивает этим конструкциям необходи­мую легкость, удобство транспортирования на место строительства и быстроту монтажа.

 

8.Каркасы многоэтаж­ных зданий. Многоэтаж­ные здания с металличе­ским каркасом (рис. 1.24) применяются главным образом в гражданском ' строительстве, в условиях плотной застройки боль­ших городов и для неко­торых видов промышлен­ных зданий.

Крановые н другие подвижные конструкции. Подвижные конст­рукции выполняются из металла, позволяющего максимально умень­шить их массу. Сюда относятся всевозможные металлические конструк­ции мостовых, башенных, козловых кранов и кранов-перегружателей (рис. 1.25), конструкций крупных экскаваторов и разнообразных строи­тельных машин, затворы и ворот*ах гидротехнических сооружений, кон­струкции отвальных мостов.

Прочие конструкции, к которым в первую очередь можно отнести конструкции промышленности по использованию атомной энергии в мирных целях, разнообразные конструкции радиотелескопов (рис. 1.26), лыжные грамплины и многие другие.

 




читать далее »

− Достоинства

 

В предыдущем параграфе рассмотрена номенклатура металлических конструкций, которая характеризуется большим разнообразием систем и конструктивных форм. В номенклатуре представлены балочные, рам­ные, арочные и висячие системы, стержневые и листовые конструкции в виде сплошных оболочек. Разнообразие конструктивных форм и стати­ческих схем обусловлено назначением конструкций, особенностями экс­плуатации и характером действующих нагрузок. Однако все эти разно­образные конструкции объединены двумя основными факторами, позво­ляющими изучать их как единый вид.
Во-первых, исходным материалом всех конструкций является прокатный металл, выпускаемый по единому стандарту (сортаменту): лист, уголок, швеллер, двутавр, труба и т.п. Из этого материала компонуются все разнообразные конструктивные формы.
Во-вторых, все конструкции объединены общим технологичес­ким процессом их изготовления, в основе которого лежат холодная об­работка металла (резка, гибка, образование отверстий и т. п.) и соеди­нение деталей в конструктивные элементы и комплексы — сборочно-сва-рочные (или сборочно-клепальные) операции.

Металлические конструкции обладают следующими достоинствами, позволяющими применять их в разнообразных сооружениях.

Надежность металлических конструкций обеспечивается сходством их действительной работы (распределение напряжений и деформаций) с расчетными предположениями. Материал металлических конструкций (сталь, алюминиевые сплавы) обладает большой однородностыб струк­туры и достаточно близко соответствует расчетным предпосылкам об упругой или упругопластической работе материала.

 




читать далее »
 «[1][2][3][4][5][6]» 
« Список меток